Тема №1


71. План-конспект

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

  1. Что такое такелажные работы?

Такелажные работы — это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно-разгрузочных работ, такелажные услуги предполагают применение специальных приспособлений и механизмов. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки крупногабаритных или тяжелых грузов, вес и конфигурация которых не дает возможности производить эти операции вручную.

  1. Кто допускается к этим работам?

Лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр и соответствующее обучение, инструктаж на рабочем месте

  1. Какие Вы знаете такелажные механизмы и приспособления?

Грузоподъемные механизмы (тали, лебедки), съемные грузозахватные органы (крюки, грейферы), съёмные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т. п.)

Такелаж – это набор средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов. Профессиональный такелаж включает в себя следующую оснастку: тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы и пр. Иногда данный термин может служить обозначением действия, направленного на погрузку или выгрузку тех или иных грузов, являясь синонимом таких словосочетаний, как «такелажные услуги» или «такелажные работы».

  1. Какие требования необходимо соблюдать при погрузке, разгрузке и перемещении грузов?


1.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.
1.2. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с технологическими картами, проектами производства работ, а также правилами, 
нормами, инструкциями и др. нормативно-технологическими документами, содержащими требования безопасности при производстве работ данного вида. 
1.3. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией предприятия, с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, применяемых на железнодорожном транспорте. 
1.4. Meста производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с ровным покрытием, допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ на спланированных площадках с твердым грунтом, способным воспринимать нагрузку от грузов и подъемно-транспортных машин. 
1.5. Все рабочие места, где ведутся погрузочно-разгрузочные работы, должны содержаться в чистоте, проходы и проезды должны быть хорошо освещены, свободны и безопасны для движения пешеходов и транспорта. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. 
При обслуживании грузоподъемных механизмов и грузозахватных приспособлений должны соблюдаться следующие требования:
1.5.1. Все механизмы и приспособления должны быть зарегистрированы состоять на учете в специальных журналах, которые хранятся у лиц, ответственных за их исправное состояние. 
1.5.2. Грузоподъемные механизмы и грузозахватные приспособления должны быть снабжены табличками и бирками с указанием инвентарного номера, допустимой грузоподъемности и даты очередного освидетельствования. 
1.5.3. Механизмы и приспособления должны храниться в сухих помещениях на стеллажах, настилах или на специальных крюках и быть хорошо смазаны.
1.6. Грузоподъемные механизмы и грузоподъемные приспособления (такелажное оборудование) должны удовлетворять" Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", " Правилам безопасной работы с инструментом и приспособлениями". 
1.7. К стропальным (такелажным) работам относится: подъем, перемещение установки и закрепление грузов с помощью грузоподъемных механизмов, специальных приспособлений и оснастки, простейших приспособлений и вручную, а также подготовительные и заключительные работы при установке и освобождении такелажных приспособлений и механизмов. 
1.8. К стропальным (такелажным) работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и соответствующее обучение, инструктаж, проверку знаний требований безопасности. При этом они должны знать правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае.
1.9. Каждый работник, если им самим не могут быть приняты меры по устранению нарушения Правил и инструкций по технике безопасности, обязан немедленно сообщить администрации, о всех замеченных им нарушениях правил и инструкций, а также о представляющих опасность для людей неисправности машин, механизмов, приспособлений и инструментов, применяемых при работе.






































ИНСТРУКТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ


  1. Требования к механизмам и приспособлениям для такелажных работ

Работы, связанные с подъемом и перемещением грузов, называют такелажными. При монтаже электрооборудования, электроконструкций или металлоконструкций такие работы выполняют с помощью различного вида грузоподъемных машин и механизмов, такелажных приспособлений и устройств.
Выбор способа выполнения такелажных работ во многом зависит от состояния монтажной зоны, строительной готовности зданий и сооружений, наличия грузоподъемных средств, имеющейся такелажной оснастки, организации рабочего места такелажников и разработки технологического процесса.
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.), грузоподъемные механизмы (тали, лебедки), сменные грузо-захватные органы (крюки, грейферы) и тару содержат и эксплуатируют в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором России и «Правилами безопасности при работе с инструментом и приспособлениями».
На лебедках, талях, кошках, блоках, полиспастах и др. грузоподъемных механизмах, находящихся в работе, должны быть указаны наименование предприятия (организации), инвентарный номер, грузоподъемность и дата очередного технического освидетельствования, а на съемных грузозахватных приспособлениях — номер, грузоподъемность и дата испытания. Эти сведения размещают на прочно прикрепленной к механизму или приспособлению металлической бирке.
К управлению грузоподъемными механизмами, строповке грузов и такелажным работам допускают лиц не моложе 18 лет, специально обученных и аттестованных в соответствии с указанными выше Правилами и имеющих об этом отметку в удостоверении о проверке знаний.
Обслуживание и ремонт электрооборудования грузоподъемных механизмов производит электротехнический персонал с группой по электробезопасности не ниже третьей.
Рабочих основных профессий, выполняющих работы связанные с эксплуатацией грузоподъемных механизмов и машин, управляемых, с пола, и подвешивающих -грузы на крюк машины или механизма, обучают смежной профессии по специальной программе. Их аттестуют в квалификационной комиссии и выдают удостоверение о проверке знаний и допуске к выполнению стропальных работ или управлению грузоподъемными механизмами.
Грузоподъемные механизмы, в том числе и механизмы, предназначенные для подъема людей (лебедки, гидроподъемники, телескопические вышки и т.п.), не реже 1 раза в 12 мес подвергают полному техническому освидетельствованию.
В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тару осматривают в установленные главным инженером предприятия сроки, но не реже, чем через 6 мес — для траверс, через 1 мес — для тары, клещей и других захватов, через 10 дней — для стропов.
Редко используемые съемные грузозахватные приспособления и тару осматривают перед выдачей их в работу.
В процессе осмотра выявленные поврежденные съемные грузозахватные приспособления и тару изымают из эксплуатации.
Лицо, ответственное за содержание съемных грузозахватных приспособлений в исправном состоянии, результаты осмотра заносит в «Журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений». 

  1. Такелажная оснастка и строповка грузов

Стропы в основном изготавливают из стальных канатов ТК 6x37, ТК 6x61 и реже из цепей. Широкое распространение получили стропы универсального и облегченного типов.
Для изготовления универсального стропа концы каната сплетают друг с другом на длину сплетения не менее 40 диаметров каната. Сращивать концы каната на сжим внахлестку запрещается. Петли на концах облегченных стропов делают с заплеткой свободного конца на длину не менее 25 диаметров каната и крепят этот конец не менее чем тремя зажимами-хомутами. К концам облегченного стропа иногда крепят обычной заплеткой крюки для упрощения вязки и предохранения каната от быстрого износа.
Закрепление конца каната выполняют одним из трех способов: сжимами, клиновыми зажимами, счалкой (сплетением). 

  1. Грузоподъемные машины и механизмы

При такелажных работах для изменения направления движения каната и для уменьшения силы, необходимой для подъема и перемещения груза очень широко применяются монтажные блоки.
Блоки (рис. 25) состоят из металлической обоймы, одного или нескольких канатных роликов, вращающихся на оси в подшипниках, грузовых тяг, грузового крюка или петли.
Блоки (табл. 34) должны иметь паспорт завода-из- готовителя с указанием номера блока, его грузоподъемности, даты и результатов испытаний. Блоки должны один раз в год проходить статические и динамические испытания. Первые проходят путем подвешивания блока с 25%-ной перегрузкой с выдержкой в течение 10 мин, а динамические — с 10%-ной перегрузкой, причем каждый ролик должен сделать не менее одного оборота. Результаты испытания заносятся в паспорт. Блок должен удовлетворять следующим требованиям: ролики должны свободно проворачиваться на оси, крюки или петли должны свободно проворачиваться в траверсе, все стопорные планки должны быть надежно закреплены, повреждений и трещин не допускается.
Таблица 34. Характеристика блоков
Рис. 25. Монтажные блоки а — однорольный; б — двух-; в — трех-; г — четырех-; д — пяти-; е — шестирольный
Смазочные отверстия должны быть очищены от грязи и коррозии и свободно пропускать смазку. Износ отверстий в обоймах и в траверсах, а также износ втулок и осей не должен превышать 5% номинального размера. Блоки, не удовлетворяющие этим требованиям, применять на монтажных работах запрещается.
Простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, соединенных канатом в общую рабочую схему, носит название полиспаста (рис. 26).
Применение полиспаста дает выигрыш в силе, уменьшает нагрузку подъемной лебедки и при этом снижает скорость перемещения груза.
Применяют различные схемы запасовки полиспастов с различным количеством рабочих нитей (рис. 27).
Верхний блок полиспаста (неподвижный) прикрепляется к подъемному приспособлению (мачте, балке, треноге и др.), нижний блок (подвижный) — к перемещаемому грузу. Канат последовательно огибает все ролики блоков, затем один конец его прикрепляется наглухо к верхнему или нижнему блоку полиспаста, а другой через отводные ролики крепится к барабану лебедки.
Рис. 26. Общии вид полиспаста
Скорость подъема зависит от числа роликов полиспаста и составляет обычно 0,1 — 1 м/мин.
Применяют различные виды запасовок полиспастов и отводных блоков в зависимости от массы поднимаемого груза, наличия такелажной оснастки, условий подъема оборудования.
Для создания тягового усилия применяют лебедки, тали, тельферы.
Рис. 27. Схемы запасовки полиспастов с различным количеством
Лебедки применяются с ручным и машинным приводами.
Таблица 35. Характеристика лебедок с ручным приводом
Рис. 28. Ручная рычажная лебедка 1,5 т
Рис. 29. Монтажная электрическая лебедка
Лебедки с электроприводом (рис. 29, 30; табл. 36), наиболее распространенные на монтажных работах, имеют шестеренчатые редукторы, двухколодочные тормоза (рис. 31) с длинноходовыми или короткоходовыми магнитами, управление, как правило, контроллерное, навивка на барабан трех-, пятислойная.
При установке лебедки направление сбегающего конца каната во избежание отрыва лебедки должно быть параллельно плоскости установки ее независимо от расположения лебедки и перемещаемого груза. Это легко достигается установкой отводного блока. Измене? ние направления сбегающего каната допускается только при наличии специального проекта закрепления лебедки и отводного блока.
Отводной блок одновременно обеспечивает правильную навивку каната на барабан лебедки. Направление набегающего на барабан лебедки каната должно быть всегда перпендикулярно к оси барабана лебедки. Соблюдение этого условия является гарантией от косой навивки каната на барабан лебедки и, как следствие этого, быстрого износа каната, перекоса валов, щек и поломки зубьев шестерен.
Таблица 36. Характеристика монтажных лебедок с электроприводом
Рис. 30. Кинематическая схема монтажной электрической лебедки
1 — рама; 2 — редуктор; 3 — барабан; 4 — корпус подшипника; 5 — электродвигатель; 6— муфта; 7 — тормоз; 8 — пружина тормоза; 9 — регулировочная гайка
Рис. 31. Схема двухколодочного тормоза с короткоходовым электромагнитом
1 и 6 — рычаги; 2 — гайка регулировочная; 3 — вспомогательная пружина; 4 — основная пружина; 5 — якорь; 7 — упор; 8 — регулировочный винт; 9 — тяга; 10— гайка регулировки усилия пружины; 11 — шток
Рис. 32. Схема закрепления лебедок а—с помощью заглубляемого якоря; б —с помощью балласта и свайного якоря
При производстве монтажных работ лебедку нужно крепить канатом к существующим конструкциям зданий и сооружений. Но чаще всего для этой цели устраивают специальный якорь (рис. 32, а). Лебедку можно крепить также с помощью балласта, укладываемого на раму лебедки (рис. 32, б).
Устойчивость лебедки проверяется расчетом (рис. 33). Опрокидывающий момент воспринимается балластом, находящимся на раме лебедки, а сдвигающее усилие — свайными якорями.
Устойчивость лебедки определяется из уравнения моментов сил относительно ребра опрокидывания.
Рис. 33. Схема для расчета устойчивости лебедки
Лебедки ручные и с электроприводом подлежат периодическому освидетельствованию: первые — раз в год, вторые — два раза в год. Перед установкой лебедки производят наружный осмотр: проверяют состояние электроаппаратуры, механизмов коммутации и наличие ограждений.
Одновременно проверяют наличие паспорта и таблички с четким обозначением номера лебедки и ее предельной грузоподъемности. Независимо от этого лебедки подвергают статическому и динамическому испытанию после проведения капитального ремонта и в том случае, если они поступили на монтаж без паспорта за- вода-изготовителя.
Дефекты, обнаруженные в лебедках (биение эластичных муфт, течь масла из редуктора, отсутствие масленок, износ тормозных накладок более половины их начальной толщины), должны быть устранены до пуска их в работу. При обнаружении крупных дефектов, например трещины в раме и отдельных деталях, неправильное зацепление зубчатых колес или износ зубьев тболее чем на 20% толщины зуба, ослабление шпонок, излом реборд барабана, биение валов из-за кривизны, превышающей 0,5 мм на 1 м длины, повышенный нагрев редуктора и шум при работе, деформация деталей тормоза и пробуксовывание тормозного шкива при остановке электродвигателя, нарушение изоляции электропроводки, поломки деталей контроллера, повреждение пластин сопротивлений, лебедки нельзя допускать к работе без капитального ремонта.
При статическом испытании лебедку выдерживают не менее 10 мин под нагрузкой, превышающей предельную на 25%, а при динамическом — лебедка приподнимает и опускает груз, превышающий ее предельную грузоподъемность на 10%.
После окончания испытаний обязательно проверяют состояние лебедки, при отсутствии дефектов лебедку признают годной к эксплуатации, а данные испытаний заносят в паспорт.
При осмотре и испытании ручных лебедок соблюдается тот же порядок. Перед работой тщательно устраняют мелкие дефекты — отсутствие металлических втулок на рукоятках и возможные заедания, собачки на оси храпового останова. Если обнаружены крупные дефекты, как-то: отсутствие кранового останова, трещины в храповике и отсутствие части зубьев, отсутствие грузоподъемного тормоза или безопасной рукоятки, вы- щербление места на упорной части собачки, деформация стяжных болтов и связанный с этим перекос щек лебедки, лебедку направляют на капитальный ремонт.
Тали. На монтаже применяют, как правило, только ручные тали: с шестеренчатым (табл. 37) или червячным (рис. 34, табл. 38) передаточным механизмом.
Таблица 37. Характеристика шестеренчатых талей
Таблица 38. Характеристика червячных талей
Тали, как правило, имеют самотормозящуюся передачу, благодаря чему предотвращается самопронзвольное опускание нижнего блока под действием груза. Перед работой необходимо проверить исправность тормоза, наличие шплинтов или расклепки на концах червячного вала, отсутствие повреждений у блоков и цепей, плавность работы механизма тали, следить за надежной смазкой трущихся частей и не допускать во время работы тали перекручивания цепей.
Рис. 34. Цепная таль с червячной передачей
а — общий вид; б — схема грузоупорного тормоза; 1 — грузовая подвеска с крюком; 2 — грузовая цепь; 3 — тормоз; 4 — звездочка; 5 — червячное колесо; 6 — крюк; 7 — тяговое колесо; 8 — червячный вал; 9 — тяговая цепь; 10, 11 — диски; 12 — корпус; 13— храповое колесо
Домкраты (табл. 39) служат для подъема грузов на небольшую высоту, для передвижения и выверки конструкций при монтаже. Домкраты бывают реечными, винтовыми и гидравлическими.
Реечные домкраты (рис. 35) применяют главным образом на установочных работах. Они имеют грузоподъемность до 6 т, а высоту подъема груза до 600 мм.
Таблица 39. Характеристика домкратов
Винтовые домкраты (рис. 36) применяют при монтаже и на установочных работах. Они имеют грузоподъемность до 50 т, а высоту подъема до 400 мм.
Угол подъема винтовой линии резьбы домкрата обеспечивает самоторможение и исключает самопроизвольное опускание домкрата под действием груза.
Реечные и винтовые домкраты должны иметь паспорт. При эксплуатации осмотр домкратов проводят не реже одного раза в год и, кроме того, после каждого капитального ремонта. На корпусе домкрата должны быть четко написаны номер и предельная грузоподъемность, а если эти надписи отсутствуют, домкрат не может быть допущен к работе без проведения испытания и проверки его грузоподъемности.
Рис. 35. Схема реечного домкрата
а —общий вид; б — безопасная рукоятка; 1 — рукоятка; 2 — храповик; 3 — собачка; 4 — грузовой оголовок; 5 —звездочка; 6 — направляющие; 7 —лапа; 8 — зубчатое колесо; 9 — рейка; 10 — корпус
Домкраты следует хранить в сухом помещении, трущиеся части их должны быть густо смазаны антикоррозионной смазкой.
Для безопасной работы с домкратами необходимо соблюдать следующие правила: – домкрат должен быть надежно укреплен между основанием и поднимаемым грузом; – ось домкрата должна быть строго перпендикулярна к основанию); – головку или лапу домкрата следует упирать в прочные узлы поднимаемого груза; – между головкой или нижней лапой и поднимаемым аппаратом должны быть положены деревянные подкладки; – под основание следует подкладывать деревянные подкладки площадью, значительно большей основания домкрата; – подъем груза несколькими домкратами одновременно производить равномерно, по команде; -равномерность подъема груза контролировать уровнем.
Гидравлические домкраты являются более мощными механизмами по сравнению с реечными и винтовыми и поэтому получили наибольшее распространение при монтажных работах. Изготовляются эти домкраты грузоподъемностью до 750 т, а высота подъема груза ими достигает 400 мм.
Принцип действия гидравлического домкрата следующий: под действием давления жидкости (вода или незамерзающая жидкость — смесь воды, спирта и технического глицерина, а также веретенное масло), подаваемой в цилиндр с помощью ручного или приводного насоса, поршень домкрата выдвигается из цилиндра и поднимает груз” (рис. 37). Поршень плунжерного насоса перемещается рукояткой. Скорость опускания груза зависит от степени открытия перепускного отверстия, через которое вытекает жидкость из цилиндра.
Рис. 36. Схема винтового домкрата 1 — сварной корпус; 2 — стальной винт; 3— оголовок; 4 — трещотка: 5 —рукоятка; 6 — бронзовая гайка; 7 — пружина; 8 — храповое колесо; 9— двусторонняя собачка; 10 — ось; 11 — строп
Большинство гидравлических домкратов снабжено Ручным плунжерным насосом для подачи жидкости в Рабочий цилиндр. Насос и домкрат объединены в один блок.
Рис. 37. Гидравлический домкрат
а — общий вид; б — схема работы; 1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — перепускное отверстие; 4 — плунжерный насос; 5 — поршень насоса; 6 — рукоятка; 7 — насосное отделение; 8 и 9 — клапанные устройства
Однако существуют модели, в которых насосная установка размещена отдельно. Такая конструкция имеет ряд преимуществ: домкрат без насоса имеет сравнительно небольшой вес, его легко переносить с одного места на другое; можно применять несколько домкратов одновременно, соединив их трубопроводом с насосом, подающим жидкость во все домкраты сразу. Подъемная сила всех домкратов при этом одинакова. Максимальное давление, развиваемое в цилиндре гидравлического домкрата, составляет 30—40 МПа, реже — 50 МПа.
Существенные недостатки гидравлических домкратов: они имеют значительную массу, громоздки, высота подъема мала и т. п.
Интересен домкрат, разработанный ЦПКБ Мосто- треста (рис. 38). Оригинальная конструкция поршня домкрата создает дополнительную площадь для давления на него рабочей жидкости и тем самым значительно уменьшает размеры рабочего цилиндра. Благодаря этому гидравлический домкрат получился более компактным и меньшей массы.
Работа гидравлического домкрата происходит следующим образом: нагнетаемая насосом рабочая жидкость попадает в две полости, образованные стенками цилиндра 3 и поверхностями подзижного 5 и неподвижного 2 поршней. При этом жидкость воздействует на обе рабочие поверхности подвижного поршня, на кольцевую площадку днища 1 и на всю поверхность верхней крышки 4. Подвижной поршень при этом выдвигается и производит подъем или перемещение груза. Возврат поршня производится подачей жидкости по вертикальному каналу центральной стойки в полость между подвижным и неподвижным поршнями.
Гидравлические домкраты конструкции ЦПКБ выпускаются трех модификаций — грузоподъемностью 20, 63 и 500 т, высота подъема 300—600 мм.
Гидравлические домкраты один раз в год или непосредственно перед монтажом подвергают наружному осмотру, при этом устанавливают: наличие номера, паспорта и обозначения предельной грузоподъемности; верхностей, состояние цилиндра домкрата и резервуара, состояние плунжерного насоса.
 
Рис. 38. Схема гидравлического домкрата конструкции ЦПКБ Мостотреста
1— днище; 2 — неподвижный поршень; 3 —цилиндр; 4—крышка; S — подвижный поршень
Рис. 39. Схема телескопического домкрата
1 — вспомогательный плунжер; 2 — сферическая подкладка; 3 — ниппель; 4—предохранительная гайка; 5 — основной плунжер; 6 — корпус; 7 — поршень
Домкрат не может быть допущен к работе, если: – цилиндр или поршень имеют трещины, раковины, выщербленные края, задиры на трущихся поверхностях; – зазор между цилиндром и поршнем более 1 мм; – ручной насос плохо подает жидкость и цилиндр пропускает жидкость в резервуар через клапаны; – спускной вентиль погнут или сломан, резервуар течет.
Домкраты без паспорта после капитального ремонта должны быть испытаны нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10%.
Для предупреждения самопроизвольного опускания поршня гидравлического домкрата при падении давления в цилиндре (например, при прорыве манжеты или обрыве шланга маслопровода) под головку поршня под- кладывают предохранительные подкладки-полукольца или ставят предохранительные гайки, которые перемещают по резьбе вдоль поршня. Гайку опускают по мере подъема груза и это предохраняет поршень от внезапного опускания.
Неболыиая высота подъема гидравлических домкратов вызывает необходимость многократной перезарядки домкратов. Для этого поднятый груз временно опирают на надежные подкладки, после чего поршень домкрата опускают. Затем домкрат- поднимают до упора, а под подошву домкрата подводят подкладку необходимой толщины. Это действие повторяется до подъема элемента конструкции на требуемую высоту.
Для безопасной работы с гидравлическими домкратами необходимо руководствоваться следующими правилами: – домкрат должен иметь исправный манометр; основание, на которое опирается домкрат, должно быть проверено на допустимость данной нагрузки; – в зависимости от высоты подъема груза под домкрат подкладывать деревянные клети с клиньями или стальные подкладки; – запрещается стоять у домкрата против отверстия с пробкой для установки манометра.
При монтаже конструкций иногда применяют телескопические домкраты (рис. 39) большой грузоподъемиости 200—500 т. Телескопическим домкратом можно поднять аппарат на высоту до 1,4 м.
Рис. 40. Якорь
а — свайные; б —деревянный горизонтальный
Распространенным такелажным приспособлением для подъема грузов является монтажная мачта.
Мачты применяют в тех случаях, когда невозможно применение кранов.
Монтажная мачта представляет собой металлическую или деревянную стойку, удерживаемую в вертикальном положении с помощью вант (расчалок), которые в свою очередь крепятся одним концом к оголовку мачты, а другим — за якоря (рис. 40). Мачты изготавливают решетчатой конструкции из профилей стального проката, из труб или из круглых бревен.
К оголовку мачты подвешивают один или два грузоподъемных полиспаста. Мачта передает вертикальное усилие на грунт через опорный башмак.
При погрузке и разгрузке тяжеловесного оборудования применяют мачтовые устройства, называемые шев- рами. Шевры представляют собой А-образную или П-об- разную раму. Грузоподъемность шевров до 150 т. Чаще всего шевры применяют при монтаже кранов, оборудования, металлоконструкций и для перемещения машин в собранном виде. У А-образного (рис. 41) шевра его нижний конец шарнирпо закреплен на горизонтальной раме, а верхний — удерживается при помощи канатной оттяжки и полиспаста.
Рис. 41. Шевр
1 — горизонтальная рама; 2 и 3 — лебедки; 4— противовес; 5 — полиспасты; 6 — А-образная рама; 7— крюковая подвеска
Канатная оттяжка позволяет менять угол наклона шевра, изменяя таким образом величину вылета. Шевры могут быть стационарными или передвижными. Передвижные шевры имеют горизонтальную раму, на один край которой опирается наклонная рама самого шевра, а к другому краю крепятся оттяжки. На горизонтальной раме устанавливаются лебедки привода механизма подъема груза и изменения вылета наклонной рамы.
К оголовнику шевра крепится полиспаст с крюковой подвеской. На горизонтальной раме для устойчивости шевра устанавливается противовес.
В такелажных работах применяют также другие подъемные приспособления: стрелы, приставки к кранам, опорные и выносные спайки к гусеничным кранам, деррик-краны и др.
Самое широкое распространение получили самоходные краны.
Самоходные стреловые краны. К самоходным стреловым кранам относятся гусеничные, пневмоколесные, автомобильные, тракторные, башенные и козловые. По грузоподъемности краны делятся на три группы: легкие — до 10 т; средние — от 10 до 25 т и тяжелые — 25 т и более. По типу силовой установки краны делятся на дизельные, электрические, дизель-электрические, дизель-механические и гидравлические. Важное значение имеет конструктивная особенность кранов, позволяющая работать со сменным оборудованием: основной стрелой, удлиненной стрелой, гуськом, башенно-стреловым оборудованием специального исполнения, грейфером, основными и вспомогательными крюками и выдвижными стрелами.
Краны на гусеничном ходу (табл. 40). Основными частями крана являются опорно-ходовое устройство, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа с механизмами, кабина управления, стрела, крюковая обойма основного подъема и крюковая обойма вспомогательного подъема.
В последние годы для монтажа строительно-монтажных машин широко применяются специальные монтажные краны типа МКГ и СКГ с посадочными скоростями, снабженные башенно-стреловым оборудованием, позволяющим использовать стреловые краны в тех случаях, где раньше применялись только башенные краны.
Краны на пневмоколесном ходу (табл. 41). Пневмоколесные краны по устройству отличаются от кранов на гусеничном ходу тем, что они имеют собственный пневмоколесный ход и снабжены винтовыми или гидравлическими выносными опорами.
Краны на автомобильном ходу (табл.42). Краны смонтированы на шасси автомобилей, выпускаемых промышленностью. Краны грузоподъемностью до 7,5 т имеют механический привод от двигателя автомобиля и управление краном осуществляется из кабины водителя. Краны грузоподъемностью от Юти выше имеют индивидуальные электрические приводы от генератора переменного тока, установленного на кране. Ротор генератора получает вращение от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности или от самостоятельного двигателя, установленного на поворотной платформе.
Тракторные краны (табл. 43), смонтированные на серийных тракторах, можно разделить на краны- трубоукладчики и монтажные стреловые краны. Краны первой группы применяются для укладки трубопроводов, а также для выполнения различных работ при монтаже оборудования газонефтепроводов. В зависимости от конструкции кранов-трубоукладчиков и базового трактора изменяется их грузоподъемность. У всех кранов-трубоукладчиков привод механизмов осуществляется от двигателя трактора.
Таблица 40. Техническая характеристика гусеничных кранов
Таблица 41. Техническая характеристика кранов на пневмоколесном ходу
Таблица 42. Техническая характеристика а втомобильных кранов
Таблица 43. Техническая характеристика тракторных кранов и трубоукладчиков
Монтажные стреловые тракторные краны применяются на строительно-монтажных работах при возведении зданий высотой до двух этажей.





  1. Нормы и сроки испытаний подъемных ручных механизмов и грузозахватных приспособлений.
Съемные грузозахватные приспособления после изготовления проходят техническое освидетельствование на заводе-изготовителе. Их осматривают и испытывают нагрузкой, превышающей в 1,25 раза номинальную грузоподъемность. После испытания грузозахватные устройства и приспособления снабжают клеймом или биркой, на которых указывают номер, допустимую нагрузку и дату испытания.
   В процессе эксплуатации грузозахватные устройства и приспособления должны регулярно осматриваться: подвески, стропы, крбки чалочные, карабины – через 10 дней; клещи, захваты и другие подобные приспособления – через 1 мес; различные траверсы – через 6 мес. При осмотре проверяют внешнее состояние устройств и приспособлений, сварных швов, канатов, изнашивание сопряженных узлов и деталей, креплений, надежность взаимодействия привода и т.п. Редко используемые грузозахватные устройства и приспособления осматривают только перед выдачей. Результаты осмотра заносят в специальный журнал учета осмотра грузозахватных устройств и приспособлений.
   Выбирают грузозахватные и чалочные приспособления с учетом массы поднимаемого груза, его габаритных размеров, формы и других особенностей. Длина стропов должна быть такой, чтобы угол отклонения ветвей стропа от вертикали не превышал 45 град. Стальные канаты бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки, поверхностному износу и глубине коррозии проволок



  1. Требования охраны труда при выполнении такелажных работ

Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах


1.                       Общие положения.
1.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.
1.2. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с технологическими картами, проектами производства работ, а также правилами, 
нормами, инструкциями и др. нормативно-технологическими документами, содержащими требования безопасности при производстве работ данного вида. 
1.3. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией предприятия, с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, применяемых на железнодорожном транспорте. 
1.4. Meста производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с ровным покрытием, допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ на спланированных площадках с твердым грунтом, способным воспринимать нагрузку от грузов и подъемно-транспортных машин. 
1.5. Все рабочие места, где ведутся погрузочно-разгрузочные работы, должны содержаться в чистоте, проходы и проезды должны быть хорошо освещены, свободны и безопасны для движения пешеходов и транспорта. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. 
При обслуживании грузоподъемных механизмов и грузозахватных приспособлений должны соблюдаться следующие требования:
1.5.1. Все механизмы и приспособления должны быть зарегистрированы состоять на учете в специальных журналах, которые хранятся у лиц, ответственных за их исправное состояние. 
1.5.2. Грузоподъемные механизмы и грузозахватные приспособления должны быть снабжены табличками и бирками с указанием инвентарного номера, допустимой грузоподъемности и даты очередного освидетельствования. 
1.5.3. Механизмы и приспособления должны храниться в сухих помещениях на стеллажах, настилах или на специальных крюках и быть хорошо смазаны.
1.6. Грузоподъемные механизмы и грузоподъемные приспособления (такелажное оборудование) должны удовлетворять" Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", " Правилам безопасной работы с инструментом и приспособлениями". 
1.7. К стропальным (такелажным) работам относится: подъем, перемещение установки и закрепление грузов с помощью грузоподъемных механизмов, специальных приспособлений и оснастки, простейших приспособлений и вручную, а также подготовительные и заключительные работы при установке и освобождении такелажных приспособлений и механизмов. 
1.8. К стропальным (такелажным) работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и соответствующее обучение, инструктаж, проверку знаний требований безопасности. При этом они должны знать правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае.
1.9. Каждый работник, если им самим не могут быть приняты меры по устранению нарушения Правил и инструкций по технике безопасности, обязан немедленно сообщить администрации, о всех замеченных им нарушениях правил и инструкций, а также о представляющих опасность для людей неисправности машин, механизмов, приспособлений и инструментов, применяемых при работе.
2.Требования безопасности перед началом работ.
2.1.Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду, надеть плотно прилегающий головной убор и подобрать под него волосы. В зоне проведения работ, где возможно падение предметов с высоты персонал должен носить каски, а при работе на высоте пользоваться предохранительным поясом. 
2.2. Осмотреть свое рабочее место, проверить его освещенность, убрать все лишние предметы из-под ног. 
2.З. Убедиться в исправности такелажного оборудования и оснастки (лебедок, талей, полиспастов и т.п.), схемных грузозахватных приспособлений (стропы, траверсы, клещи), а также наличие бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности. 
2.4. При выборе грузозахватных приспособлений необходимо следить, чтобы вес груза не превышал грузоподъемности приспособлений, угол между ветвями каната был не более 90°. 
2.5. Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены 
устойчивость грузов и правильность их строповки. 
2.6. Лица, не имеющие прямого отношения к проводимым работам, должны быть удалены из зоны подъема и перемещения грузов.
3.Требования безопасности во время работы.
3.1. Зона, где выполняются стропальные работы, является опасной, поэтому стропальщик должен быть особенно внимательным к своим обязанностям, так как малейшие нарушения им правил техники безопасности могут привести к несчастному случаю.
3.2. При стропальных работах не разрешается стоять и проходить под поднимаемых или опускаемым грузом и находиться в непосредственной близости от работающих механизмов.
3.3. До подъема и перемещения груза крепление его должно быть проверено руководителем работ, а в наиболее ответственных случаях - мастером.
3.4. Во время работы необходимо выполнять только ту работу, которая поручена. Нельзя передоверять порученную работу другому лицу без разрешения руководителя работ.
3.5. Перевозить грузы следует по свободному и прямому пути. Ходить по уложенным грузам, догонять и обгонять стропальщиков, идущих впереди НЕРАЗРЕШАЕТСЯ. 
3.6. При погрузке материалов в кузов автомобиля необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
3.6.1.Не нагружать материалы навалом выше уровня бортов кузова.
3.6.2. Рабочим не разрешается во время погрузки находиться в кузове автомобиля.
3.6.3. Штучные грузы, ящики ибочки следует располагать в кузове так, чтобы они не могли сдвинуться с места во время движения, на крутых поворотах и при резком торможении.
3.6.4. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами, необходимо увязывать. 
3.7. При пользовании кранами идругими подъемными механизмами груз следует направлять в кузов автомобиля при помощи специальных шестов и крюков. При выполнении этой операции стропальщик должен находиться вне кузова.
3.8. При погрузке, разгрузке и транспортировке длинномерных материалов необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
3.8.1. Разгружать длинномерные штучные материалы следует вручную, с применением покатов с металлической оковкой на концах. Работать должны два человека. Во время разгрузки нужно становиться сбоку движения бревен и не подходить к ним пока они не остановятся.
3.8.2. Если длина груза превышает длину кузова более чем на одну треть, перевозить груз без прицепа НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.
3.9. Погрузка вручную (ведрами) горючих жидкостей (бензина, керосина, спирта и т.д.), а также сливание этих жидкостей без применения шлангов ЗАПРЕЩАЕТСЯ
3.10. При погрузке, разгрузке, транспортировке баллонов со сжатым газом необходимо:
3.10.1. Перемещать баллоны разрешается только на специальных носилках или тележках с оббитыми войлоком по размеру баллонов гнездами и запорными приспособлениями по размеру баллонов.
3.10.2. Погрузка, разгрузка и вертикальная транспортировка баллонов при помощи кранов, талей и др. приспособлений НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.
3.10.3. Баллоны без металлических колпаков, закрывающих вентили, грузить, разгружать и перемещатьЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.10.4. Кyзов автомобиля должен быть оборудован специальными стеллажами с оббитым войлоком выемками, в которые баллоны укладываются горизонтально, вентилями в одну сторону.
3.11. Разгрузка бревен вручную с железнодорожных платформ производится по двум парам покатов. Сбрасывание бревен на землю не допускается.
3.12. Расстроповку разрушенных или погруженных железобетонных конструкции разрешается производить только после проверки их устойчивости.
3.13. Погрузку иразгрузку катящихся грузов (барабаны с кабелем, проводом, бочки и др.) необходимо выполнять механизированным способом, а при отсутствии механизмов - с применением наклонной плоскости или слег с оттягиванием грузов канатами.
3.14. При разгрузке и складировании длинномерных грузов (бревен, досок, труб, металлических балок, рельсов и др.) необходимо принять меры против самопроизвольного их раскатывания и разваливания из штабелей.
3.15. При погрузке и разгрузке материалов с применением механизмов 
не разрешается:
3.15.1.Работать в верхней одежде на выпуск, с расстегнутыми полами телогреек, пиджаков и т.п., с неподвязанными или не застегнутыми обшлагами рукавов. 
Снимать и надевать на шкивы приводные ремни или направлять их во время хода;
3.15.2.Направлять руками тросы при наматывании их на барабаны лебедок и др. механизмов, набрасывать на ходу трос на блоки;
3.15.3. Находиться во время подъема груза под стрелой крана, тяговым тросом или оттяжками, а также переходить через тяговый трос или оттяжки.
3.15.4. Работать с неисправным инструментом.
3.15.5. Находиться сзади движущихся грузов на расстоянии 5м от него.
3.16. Выдергивать лебедкой крюк из-под груза.
3.17. Если в процессе погрузочно-разгрузочных работ груз постоянно подают краном снизу вверх, то наверху приема грузов надлежит устроить приемную площадку, огражденную перилами высотой 1м. Рабочие, принимающие груз должны быть снабжены крюками из круглой стали длиной на менее 1,3 м.
3.18. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с помощью кранов необходимо внимательно следить за его работой:
– не допускать раскачивания и кручения груза во время его подъема; – не оставлять поднятый груз на высоте во время перерыва в работе;
– не перемещать груз над людьми, а также не поднимать и не перемещать людей на грузе;
– не поднимать груз, засыпанный землей, строительным мусором, снегом, облитый батоном, примерзший к земле – требовать полной очистки.
4.Требования безопасности по окончании работ.
4.1. После окончания работы привести в порядок рабочее место, выключить все электродвигатели механизмов, участвующих в погрузочно-разгрузочных работах, убратъ все приспособления, стропы, вспомогательные канаты и привести в порядок остальной инвентарь, инструмент.
Перевод рабочего органа грузоподъемной машины из транспортного положения в рабочее и наоборот должен выполнять управляющий ею крановщик.
4.2. Об окончании работы доложить руководителю работ.
4.3. Привести в порядок спецодежду, очистить от пыли и грязи, принять душ.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
5.1. При аварии или возникновении аварийной ситуации принять меры, предупреждающие и устраняющие опасность.
5.2. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
5.3. При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия тока, соблюдая требования электробезопасности, оказать доврачебную помощь и вызвать работника медицинской службы, поставить в известность руководство.
5.4.При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 01, руководителю работ и приступить к тушению.
5.5. При происшествии несчастного случая необходимо оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать скорую помощь.


7 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Заказать бригаду такелажников по разумной цене по телефону:📱+7 (812) 919-33-73
    Отправить заявку расчитать стоимость такелажных работ в СПб по электронной почте: ✉ info@gruzchici.ru

    ОтветитьУдалить
  3. Если вам нужны такелажные услуги не рекомендую проводить их своими силами, ведь проведение такого рода мероприятий требует большой подготовки, о чем и свидетельствует статья.
    Наша компания предоставляет такелажные услуги в Украине. Если вы стали на данную стезю и готовы работать в данной сфере - мы приглашаем вас на стажировку в нашу компанию. Наши контакты можно найти по ссылке https://ukrtakelage.com/kontakty. Будем рады с вами пообщаться.

    ОтветитьУдалить
  4. Такелажные Работы в Краснодаре и Южном Федеральном Округе Это ООО «Первая Инженерная Компания» 8(861)290-15-73 или 8(967)656-93-93 Мы по праву является лидером в предоставлении Такелажных работ и перевозке тяжеловесных, крупногабаритных предметов и оборудования в Краснодарском крае и Южном Федеральном Округе. И это не голословное заявление так-как к нам обращаются не только предприятия и заводы, которым необходимы услуги по перемещению и перевозке оборудования вес которого составляет десятки, а иногда и сотни тонн. Но и профильные Такелажные компании для совместной работы над самыми сложными проектами или получения консультации наших специалистов.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте!
    Скажите пожалуйста, почему не отображаются рисунки и изображения с страницы?

    ОтветитьУдалить